ПРОТИВ!
Жители Уфимцева и Окунева готовы сражаться до победного конца
В Уфимцевском сельском Доме культуры собрались местные жители. Поводом послужил вышедший 27 сентября на «Вести-Кузбасс» видеосюжет о предстоящих «благах», связанных с открытием угольного «Разреза Истокский».
Кратко о сюжете. Две местные жительницы у новенького забора своей усадьбы с восторгом рассказывают, как здорово заживется селянам с такими «покровителями», представителями угольной отрасли. Появятся и рабочие места с достойной зарплатой, и социальные блага. Вот не успели попросить поставить новый забор – забор уже стоит. И это только начало! А вот местные фермеры и зарплату зажимают, и помощь не оказывают.
Конечно, большинство жителей Уфимцева возмутились, почему две женщины от своего имени решили ответить за всех односельчан.
На самом деле, селяне категорически против открытия угольного разреза. По их мнению, разрез угрожает их здоровью, жизни, благополучию их детей и внуков, а также повлечет за собой экологическую катастрофу в радиусе нескольких километров. Селяне считают, что будут уничтожены леса, исчезнут звери, птицы, ценные виды растений, насекомых. Уйдут грунтовые воды, а плодородные поля превратятся в безжизненные пейзажи. Люди не хотят мириться с таким опасным соседом и готовы до конца отстаивать свои права, чтобы жить в экологически чистом районе, дышать свежим воздухом...
Зрительный зал Дома культуры не вместил всех желающих. Люди стояли в фойе и даже на улице.
На сход приехали глава Промышленновского округа Сергей Федарюк, председатель Совета народных депутатов округа Елена Ващенко, заместитель министра угольной промышленности Кузбасса Олег Брижак, генеральный директор ООО «Разрез Истокский» Антон Красильников, представитель собственника Анатолий Орлов.
Присутствовали специалисты администрации округа, депутаты, руководители предприятий, члены совета ветеранов.
Разговор был очень жарким. Зал гудел от возмущения и негодования. От желающих высказаться не было отбоя. Чувствовалось, что люди накалены до предела. И они не хотят мириться со сложившейся обстановкой.
– Мы опять начинаем отвоевывать нашу землю, наше село, нашу жизнь, наш район, – говорит жительница д.Уфимцево Ирина Клюева. – Мы знаем, чем грозит открытие угольного разреза.
Земля Промышленновского округа – лакомый кусок для угольщиков. Но пласты близко расположены к поверхности земли. Отсюда в наших местах неблагоприятный радиационный фон. Но стоит только вскрыть пласты – и жизни не будет…
Другой вопрос: «Что будет делать собственник, когда начнут рыть котлован, углубляться и подземная вода уйдет?» Они планируют углубляться до 300 метров, а глубина водных скважин чуть больше ста метров. Но это будут уже не их проблемы.»
Ирину Клюеву поддержала фермер из с.Окунево Евгения Молярова:
– Я не встречала ни одного человека, который бы заявил: «Да! Разрез нам нужен! Да, мы хотим жить рядом с техногенной зоной. Хотим задыхаться от угольной пыли. Нам так нравится лунный пейзаж! Мы хотим жить без воды, в грязи, болеть и умирать. Хотим, чтобы наши
дети не слезали с онкологических коек».
– Мы – селяне, хлеборобы, животноводы, – продолжает Евгения Молярова. – Плодородный слой земли в 1 см формируется 200 лет. Если сейчас вскроют эту воронку, плодородный слой
будет уничтожен. И потребуются столетия, чтобы его восстановить. А что будут есть наши дети? Кто будет кормить Кузбасс? Промышленновский район всегда был житницей Кузбасса.
Оксана Гугунова, директор средней школы №56, заострила внимание присутствующих на рабочих местах, про которые так восторженно рассказывали герои видеосюжета.
– В сюжете говорили, что будут организованы рабочие места. Приведу статистику, – аргументирует директор школы. – В прошлом году мы выпустили 138 девятиклассников и 69 одиннадцатиклассников. Ни один из выпускников не поступил ни в одно горное учебное заведение. Наши дети выбирают медицинский, педагогический, сельскохозяйственный вузы. Это статистика! Для наших жителей на разрезе не будет рабочих мест. Нет у нас таких специалистов. Зато здания нашего детского сада, школы расположены в нескольких километрах от опасной зоны.
Как директор школы, как депутат я категорически против открытия разреза на территории нашего округа!
Принципиальную позицию против разреза выразил и глава КХ «Бекон» Александр Столяров. Его, местного фермера, возмутила в показанном сюжете информация, что якобы механизаторы его хозяйства получают нищенскую зарплату.
– Мои родители переехали в Уфимцево из Киселевска в 1970 году, – продолжил Столяров. – Я 12 лет жил на окраине самого крупного разреза «Вахрушевский», который открылся в 60-е годы. Мои родители – дальновидные, сразу поняли, что жизни не будет, и уехали. Те, кто
там остался, все умерли. Нет ни пацанов, ни девчонок, которые росли со мной. Они умерли от онкологии.
Когда вскроют землю, уйдет вода, а оттуда поднимется радон. И все здесь сидящие, и кто в ролике ратовал за разрез, за рабочие места, нахватаются радиации.
Хотите жить – нет разрезу! – эмоционально закончил Столяров.
Инна Фауст, библиотекарь Уфимцевской библиотеки, горячится и тоже не скрывает эмоции:
– До схода я перебирала старые фотографии и радовалась, как мы дружно собирались в этом клубе. Но по доброму поводу, не как сегодня.
Мы с вами – простые люди. Да, мы жили с плохими дорогами, со зданиями, требующими ремонта, но мы – жили! Дайте нам и дальше жить! Не нужны нам никакие разрезы, рабочие места, новые заборы и подачки. Мы хотим просто жить на своей земле!
Житель Уфимцева Николай Ржаков тщательно изучил техническую документацию «Разреза Истокский», где расписано, какие работы будут производиться и на какой технике. Ржаков утверждает, что при разработке разреза может уйти вода с верхних горизонтов. Родники перестанут функционировать и подпитывать речку Иню. Какую воду будут пить жители близлежащих населенных пунктов? В результате взрывных работ будет происходить залповый выброс вредных веществ, образующих пылевое облако, которое достигнет Уфимцева в течение 10 минут, а при сильном ветре еще быстрее. А в этой пыли есть опасные вещества первого-второго классов вредности.
На приведенные доводы выступающих генеральный директор ООО «Разрез Истокский» Антон Красильников начал заверять, что проектная документация «Разреза Истокского» прошла все необходимые экспертизы, в том числе экологическую. Что все санитарно-защитные нормы соблюдены. И дальше будут внедряться мероприятия по снижению сейсмического, пылевого, звукового воздействия на окружающую среду. Что расход воды не уменьшится, а увеличится за
счет сброса в Иню очищенной воды.
Слова директора, мягко говоря, не убедили собравшихся в зале. Трудно верить словам, не подтвержденным ни документами, ни видеоматериалами, ни презентацией. Мелковаты и социальные гарантии. Деревянный забор – так себе вклад социально ориентированной компании, какой она себя позиционирует.
– Мы живем здесь 30 лет, – берет слово Галина Зайцева. – 30 лет назад сюда приезжали люди, проводили геологоразведку и сказали, что в этих местах залежи радиационного графита. После того, как они пробурили скважину, в животноводстве пять лет коровы болели лейкозом. Вылечить их было невозможно. А что будет с людьми после вскрытия земли?
Кстати, в архиве редакции «Эхо» сохранился текст коллективного письма к губернатору области, который был опубликован в районке 21 апреля 1994 года. Под письмом подписались 62 руководителя организаций, предприятий, хозяйств Промышленновского района по поручению своих трудовых коллективов. И в нем есть интересная информация. Приводим дословно: «Рядом с поселком Промышленная, с его многочисленным населением, частное АО «Горняк» решило открыть разрез по добыче термоантрацита и графита на Лебединском месторождении уже весной этого года. У господ акционеров всё готово для этого варварства. Осталось лишь двинуть технику. Кучка авантюристов готова ради собственной наживы загубить все живое в последнем экологически чистом районе».
На основании сходов жителей Промышленновского района было принято решение запретить АО «Горняк» проведение всех видов работ по открытию разреза «Лебединский» на территории
колхоза им.Чкалова. Прошло 28 лет. Ситуация повторяется. Опять находятся собственники, желающие нарушить экологию этих мест, поставить под угрозу тысячи человеческих жизней.
Превратить цветущие луга, поля в безжизненный ландшафт, возрождение которого вряд ли увидят наши внуки и правнуки.
Многие из зала задавали один и тот же вопрос: «Так уж необходима добыча угля в наших местах? Или это только желание ухватить жирный кусок и оставить нам изуродованную техникой землю?»
Кстати, жителей Уфимцева и Окунева совершенно не устроил второй сюжет, вышедший после схода, где были смягчены острые конфликтные моменты. В финале сюжета генеральный директор ООО «Разрез Истокский» заявил, что они будут договариваться с людьми.
Договариваться не надо. Торг не уместен, когда речь идёт о жизни и здоровье людей.